«ФГОС дошкольного образования – детям с ограниченными возможностями здоровья»
Наше дошкольное учреждение открывает свои двери для детей с ограниченными возможностями здоровья. У нас функционируют три общеразвивающих группы для детей дошкольного возраста. Паспорт доспутности разработан для детей с ограниченными возможностями здоровья со слабовидящими и слепыми детьми. Характерная особенность детей со зрительной неполноценностью – вторичные отклонения в психическом и физическом развитии. Многообразие форм аномалий зрения и вызванных ими вторичных отклонений требует индивидуального подхода к каждому ребенку, специфики необходимых лечебно-восстановительных и коррекционно-педагогических мер. Успех коррекционно-воспитательной работы определяется продуманной системой, скоординированной работой всех специалистов образовательного учреждения.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: «Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушения их развития.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:
1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется организацией самостоятельно».
Изучив Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, опираясь на теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения Л.Н. Плаксиной, на концепцию сопровождения Е.И. Козаковой, нашим педагогическим коллективом выработана адаптированная система медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями к условиям нашего дошкольного учреждения.
Функционирование системы включает ряд этапов
1этап. Сбор сведений о ребенке.
Для того чтобы составить «Рабочую программу ребенка с особыми образовательными потребностями» необходимо его комплексное обследование, которое дает возможность получить данные о характере и динамике нарушений зрительных функций, психофизического развития, о личностных особенностях ребенка, о состоянии его здоровья, социального благополучия, уровня знаний, умений и навыков. Это обследование проводят врач офтальмолог, заведующий ДОУ, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, воспитатель группы. Результаты обследования фиксируются в разработанных педагогами картах обследования.
2этап. Анализ полученной информации о ребенке.
Каждый педагог, работающий с ребенком с особыми образовательными возможностями, обрабатывает полученные данные в ходе обследования ребенка, определяет, с какими трудностями может столкнуться ребенок в процессе овладения программным материалом. Данные обобщаются в «Аналитической справке».
3этап. Определение образовательного маршрута.
На медико-психолого-педагогическом консилиуме каждый специалист докладывает о результатах обследования. В процессе обсуждения определяется образовательный маршрут, подразделяющийся на три вида:
1 вид: построение коррекционно-образовательного процесса по программам, реализуемым ДОУ на общеобразовательных занятиях.
2 вид: построение коррекционно-образовательного процесса по программам, реализуемым ДОУ, на общеобразовательных занятиях, в индивидуальной работе.
3 вид: построение коррекционно-образовательного процесса по индивидуальной программе развития индивидуально с ребенком.
На мини совете составляется проект индивидуальной коррекционной программы на ребенка, который обсуждается на педагогическом совете.
Индивидуальная коррекционная программа содержит следующие разделы:
1.Пояснительная записка, в которой раскрываются: цели работы по построению образовательного маршрута, направления работы с ребенком с особыми образовательными потребностями, задачи работы с ребенком, указывается программа, по которой ведется работа с ребенком.
2.Планирование работы с ребенком с особыми образовательными потребностями по направлениям. Указывается педагог, который проводит работу с ребенком.
3.Планируемые результаты работы с ребенком с особыми образовательными потребностями.
4.Мониторинг. Карты обследования каждого специалиста выносятся в приложение к программе.
4 этап. Реализация рабочей программы.
В коррекционно-педагогическую и лечебно-восстановительную работу привлекаются и родители. До них доводятся сведения о результатах комплексного обследования, план развития ребенка, педагоги дают рекомендации с целью преемственности в воспитании и обучении ребенка в ДОУ и семье.
5этап. Анализ реализации образовательного маршрута.
На педагогическом совете педагоги, работающие с ребенком с особыми образовательными потребностями, обсуждают результаты коррекционной работы с ребенком и определяют дальнейшее развитие ребенка.
Все этапы условны, так как у каждого ребенка наблюдаются свои трудности в обучении, и в их решении требуется индивидуально-дифференцированный подход.
Для решения проблем ребенка необходимы заинтересованность и высокая мотивация всех участников коррекционно-образовательного процесса: ребенка, родителей, педагогов и т.д.
В нашем детском саду организована специальная развивающая среда, и в процесс воспитания включены современные инновационные образовательные технологии, которые направлены на формирование у дошкольников интеллектуально-творческой и познавательной деятельности в контексте ФГОС дошкольного образования.
В группах ДОУ в развивающие зоны включены игры и пособия по системе В.Воскобовича, которые помогают развивать зрительное восприятие, ориентировку в пространстве, математические представления.
Развивать процесс познания и формировать когнетивные способности детей педагогам помогают приобретенные и созданные своими руками пособия по инновационной системе ТРИЗ.
1. |
Наличие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
В МКДОУ – детский сад «Земляничка» детей с ограниченными возможностями здоровья нет. |
2. |
Использование специальных учебных пособий и дидактических материалов. |
В ДОУ имеется дидактический материал и учебные пособия для проведения образовательной деятельности с детьми, имеющими нарушения зрения. |
3. |
Использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования |
Специальных технических средств обучения детей с ограниченными возможностями здоровья нет. |
4. |
Обеспеченность доступа в здание ДОУ, осуществляющей образовательную деятельность, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. |
Здание детского сада оборудовано кнопкой вызова. |
5. |
Оказание консультативной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. |
Осуществляется постоянно по запросам родителей (законных представителей). |
6. |
Предоставление ассистента (помощника), оказывающего обучающемуся необходимую техническую помощь. |
Не предоставляется. |
Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в МКДОУ - детском саду "Земляничка"
Паспорт доступности МКДОУ - детский сад "Земляничка"