С Праздником Победы!

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области - детский сад "Земляничка" с.Березовка

Права ребенка

 

Организация работы в ДОУ с неблагополучными семьями

Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:

* социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);

*медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей - особенно матери, пренебрежение санитарно- гигиеническими нормами);

* социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями);

* социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);

* психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители;

*  криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиций и нормы преступной субкультуры).

Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная.

                           Механизм выявления неблагополучных семей

Выявление неблагополучия в семьях обучающихся ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующего,  воспитателей) заполняются карты обучающихся, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и обучающихся, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями обучающихся используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование. Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.

К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывющегося в ситуцации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести:                      

  • санитарно-гигиеническую запущенность;
  • утомленный, сонный вид;
  • склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;
  • неумеренный аппетит;                   
  • задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;
  • привлечение внимания любым способом;
  • чрезмерная потребность в ласке;             
  • проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;       
  • проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
  • трудности в обучении.   
  •                       Признаки физического насилия в семье проявляются:                

  • в выраженном страхе взрослых;
  • в проявлении тревоги в форме тиков, сосания пальца, раскачивания;
  • в боязни идти домой;                                                  
  • в жестоком обращении с животными;        
  • в стремлении скрыть причину травм;
  • в боязливости ребенка.
  • С целью профилактики неблагополучия семей воспитателями ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.

                                  Признаки неблагополучия в семье

    1.Ребенок не ухожен, неопрятный, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде,  неполадки в одежде и обуви: рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру. На замечания воспитателей по поводу внешнего вида родители не реагируют.

    2.Родители   злоупотребляют   алкоголем,   приходят  в детский сад в нетрезвом виде.

    3.Ребенок приходит из дому со следами     побоев, и родители не могут объяснить происхождение синяков и ссадин.

    4.Родители неоднократно «забывали» забрать ребенка из детского сада.

    5.Родители нигде не работают, не состоят на учете по безработице и не имеют постоянного источника дохода.

    6.Ребенок постоянно проживает у бабушки, родители в детском саду не появляются.

    7.При посещении семьи выясняется, что условия жизни ребенка не отвечают санитарным нормам, у ребенка нет игрушек и материалов для занятий.

    8.Характер  взаимоотношений  в  семье  наносит вред психическому  здоровью  ребенка:  скандалы, драки, пьяные компании, аморальный образ жизни родителей.

    При выявлении признаков неблагополучия воспитатели пишут на имя заведующего ДОУ докладную о причине неблогополучия семьи.

                                Алгоритм работы с неблагополучной семьей

    Первый этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).

    Второй этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.

    Третий этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни.

    Четвёртый этап: совместные педагогические консилиумы по определению путей совместных действий.

    Пятый этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентации.

    Шестой этап: изучение личностных особенностей членов семьи.

    Седьмой этап: составление карты семьи.

    Восьмой этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения,  дошкольные учреждения, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.)

    Девятый этап: составление программы работы с неблагополучной семьёй.

    Десятый этап: текущие и контрольные посещения семьи.

    Одиннадцатый этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

    Педагог не должен брать на себя функции воспитания, заботы о детях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую позицию родителей и других членов семьи.

    Педагогу, работающему с семьёй группы риска, необходимо сосредоточить усилия на чётких, конкретных целях. Обсудить и разработать конкретные меры для того, чтобы родители приняли решение о возврате ребёнка в семью.

                 Социально - педагогическая работа с различными типами семей

    1. Семьи, в которых находятся опекаемые дети:

    • выявление в микрорайоне детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, создание банка данных;
    • участие в обследовании условий жижи и воспитания детей;
    • контроль за здоровьем и оздоровлением детей;
    • поддержка семьи опекунов (педагогическая, просветительская и др.);
    • работа с воспитателями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям;
    • защита интересов опекаемых;
    • законодательное просвещение;
    • практические мероприятия для семьи.

    2. Многодетные семьи:

    • содействие родителям в повышении качества выполнения ими воспитательных функций;
    • организация благотворительной помощи;
    • рекомендации по организации семейного досуга;
    • профориентационная работа;
    • законодательное просвещение;
    • совместные мероприятия для детей.

    3. Неполные семьи:

    • оказание необходимой помощи в получении пособий;
    • педагогическое консультирование;
    • профилактика асоциально-аморального поведения;
    • организационно-практическое содействие родителям в выполнении их воспитательных функций (ГПД, благотворительная помощь и др.);
    • законодательное просвещение.

    Проблемные семьи:

    • изучение динамики развития проблемы семьи;
    • общая психолого-педагогическая помощь проблемной семье;
    • законодательное просвещение.

     

     

     

    Дата последнего обновления страницы 14.05.2021
    Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
    Версия для слабовидящих
    Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения